| Ответы на часто задаваемые вопросы о центрах предрейсовых медосмотров водителей.

Часто задаваемые вопросы

Кто должен организовывать и проводить предрейсовые медосмотры?

По закону 196-ФЗ от 10.12.1995 года, предрейсовые медосмотры обязаны проходить водители абсолютно всех транспортных средств (легковых и грузовых), стоящих на балансе юрлиц либо ИП. Процедура проводится перед каждым выходом на линию. Только по результатам медицинского освидетельствования водитель может получить допуск к работе. В противном случае он не имеет права садиться за руль.

Число сотрудников и вид предпринимательской деятельности не влияют на необходимость организации и проведения предрейсовых осмотров. Требование актуально и для корпорации, и для маленького винного магазина, где один водитель развозит товар на Пойнтере. В ходе проверки транспортная инспекция все равно выявит нарушение и вынесет предписание. Вам придется заключить договор на проведение предрейсовых медосмотров, но уже на «невыгодных» условиях.

Могу ли я нанять медсестру, у которой есть сертификат на право проведения предрейсовых осмотров?

В законе 128-ФЗ от 08.08.2001 года четко прописано: обязательному лицензированию подлежат все виды медицинской деятельности. К ним относится и проведение предрейсовых осмотров. Если вы наймете для этого медсестру, отказавшись от помощи сторонних организаций, вам придется получить лицензию.

Данное требование зафиксировано в административном кодексе. Согласно закону 195-ФЗ от 30.12.2001 года, нелицензированная предпринимательская деятельность является правонарушением. За него предусмотрено наказание. Для юридического лица — от 40 000 до 50 000 руб. штрафа плюс возможная конфискация продукции, сырья, орудий производства.

Зачем мне оплачивать услуги сторонней организации, если я сам могу получить лицензию на проведение предрейсовых осмотров?

Вы можете получить лицензию и самостоятельно организовать медосвидетельствование водителей. Основная загвоздка состоит в том, что это трудоемкая и дорогостоящая процедура. Некоторые трудности, с которыми вам придется столкнуться, став медицинской организацией:

  • необходимость нанимать медсестру, а вместе с ней — санитарок и главного врача;
  • строгие проверки лицензионного комитета, Роспотребнадзора;
  • жесткие требования к обустройству медкабинета: 2 комнаты, в одной из которых нужны умывальник, специальное освещение, медицинская мебель с сертификатами соответствия и т. д.

Затраты на организацию предрейсовых осмотров своими силами могут быть оправданы для крупных корпораций. Если у вас на балансе стоит меньше 100 единиц транспорта, лучше заключить договор, по которому медицинский центр возьмет на себя ответственность за осмотры водителей.

Кто проверяет как проводятся предрейсовые медосмотры?

Организации, в которых есть транспорт, в обязательном порядке проверяются на наличие предрейсовых медосмотров. Договор на их проведение требуют сотрудники трудовых и транспортных инспекций. Проблемы с организацией медосмотров могут вскрыться в рамках любого внешнего или внутреннего аудита.

Какие документы, касающиеся предрейсовых медосмотров, требуют проверяющие органы?

Договора с медицинской организацией и копии лицензии для проверяющих органов недостаточно. Им необходимы доказательства того, что предрейсовые осмотры водителей существуют не на бумаге, а фактически проводятся в установленном законом порядке. Для этого инспекторы вправе затребовать:

  1. Заполненный журнал предрейсовых медосмотров.
  2. Акты о выполненных работах, подписанные с обеих сторон.

.

Обязательно ли организовывать предрейсовые медосмотры для таксистов?

Закон №69-ФЗ от 21.04.2011 года обязал всех водителей такси в России получать лицензию для осуществления пассажирских перевозок. Этот документ подтверждает легальность деятельности.

После регистрации и лицензирования юридические лица и ИП, использующие транспорт для перевозки пассажиров, должны соблюдать требования закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года. В нем прописана необходимость в медицинских освидетельствованиях водителей — пред-, послерейсовых и текущих.

Кто из водителей обязан проходить послерейсовые медосмотры?

В России действует закон №437-ФЗ от 28.12.2013 года. П. 3 ст. 1 гласит, что водители обязаны проходить послерейсовые осмотры на протяжении всего периода работы в этой должности, если они перевозят пассажиров либо опасные грузы.

Важно разграничить понятия пассажирских перевозок и транспортировки пассажиров:

  1. Пассажирские перевозки — разновидность коммерческой деятельности, который подтверждается договором перевозки или фрахтования ТС.
  2. Транспортировка пассажиров регулируется п. 12 и п. 13 ст. 2 и ст. 20 закона №259-ФЗ «Устав автотранспорта и наземного городского электротранспорта» от 08.11.2007 года.

Гендиректор, главный бухгалтер, сотрудники, которых бесплатно развозят по домам на корпоративном транспорте, не считаются объектами пассажирских перевозок. Если они заключают отдельные договора или покупают билеты на проезд, можно говорить о коммерческой деятельности. В таких случаях возникает необходимость в предрейсовых медосмотрах.

Как мне избежать организации предрейсовых медосмотров в моей компании (или ИП)?

Необходимость организовывать и проводить предрейсовые осмотры водителей распространяется на всех работодателей. Единственная возможность не выполнять это требование — избавиться от транспорта, находящегося на балансе фирмы или ИП. Это можно сделать двумя способами:

  1. Продать транспортные средства и оформить договор на перевозки с другой организацией.
  2. Сдать транспорт в аренду собственным водителям.

Специалисты предупреждают о рисках безвозмездной аренды, связанных с налоговым законодательством. К ним относятся «упущенная выгода» и проблемы «безвозмездного пользования».

Пример: у вас есть автомобиль стоимостью 500 000 руб. со сроком износа 5 лет. Вы сдаете его в аренду водителю за 8333 руб./мес. Сотруднику придется уплатить НДФЛ в размере 13%, или 1080 руб., а фирме — ЕСН, который составит 1667 руб. Суммарный объем налогов за каждый сданный в аренду автомобиль — 2750 руб./мес.

Согласно российскому законодательству, сотрудник считается водителем с тех пор, когда садится за руль транспортного средства по поручению начальства. С этого момента стартует исчисление НДФЛ.

Из-за существенных налоговых вычетов российским фирмам не выгодно уклоняться от предрейсового освидетельствования водителей. Лучше обратиться в городской центр и заключить договор на проведение медосмотров.

Должны ли проходить предрейсовые медосмотры водители погрузчиков и остальной техники, используемой только на складе или стройплощадке, без выезда за пределы этих территорий?

Водители, работающие на промышленном транспорте, наравне с остальными должны проходить предрейсовые медосмотры. Это требование прописано в законе 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Межотраслевых правилах по охране труда ПОТ РМ-008-99 (п. 1.1 и п. 1.33).

Когда транспортное средство не выезжает за территорию стройплощадки или складского помещения, сохраняется опасность для других людей. Возможен несчастный случай на производстве. Если водитель погрузчика под воздействием алкоголя или наркотиков покалечит рабочих, к ответственности привлекут руководители компании.

Нужно ли курьеру проходить предрейсовый медосмотр?

Да, если развозом он занимается на автотранспорте предприятия.

Статья 196 Федерального Закона говорит, что водители любых транспортных средств, хоть легковых, хоть грузовых обязательно проходят межрейсовый осмотр при выходе на работу. Речь идёт о водителях транспорта, который состоит на балансе компании или ИП.

Число водителей на необходимость осмотра не влияет никак. Если у вас один водитель или если их сто, они все должны проходить предрейсовый осмотр обязательно.

Если на ваше предприятия заглянет транспортная инспекция, вы всё равно получите предписание об осмотрах, но только условия будут не такими выгодными, как если вы займётесь этим по своей инициативе до визита проверяющих.

Что делать, если не получилось вовремя ознакомить водителей с графиком сменности?

Согласно Трудовому кодексу о графике сменности работников оповещают не менее, чем за один месяц до начала его действия. Если же кто-то из работников ознакамливаться с графиком отказался, то на него составляют Акт об отказе.

Если вы этого не сделали вовремя, значит нарушили закон. Лучшее решение — договориться с работником об оформлении бумаг в индивидуальном порядке, составить для него новый график, подписать его, а на время до вступления его в действие отправить работника в отпуск. Так как работа без своевременного ознакомления с графиком — нарушение Трудового кодекса.

Нужно ли оплачивать водителю время проезда до места проведения медосмотра?

Согласно статье 185 Трудового кодекса, время, которое работник потратил потратил на медосмотр нужно оплачивать в размере среднего заработка и отображать в табеле учёта рабочего времени, а также включать в стаж для ежегодного отпуска.

Согласно статье 213, время следования от рабочего места до места проведения осмотра и обратную дорогу также включают в рабочее время. Сюда же включают предрейсовый и послерейсовый осмотры.

Можно ли возложить предрейсовый осмотр машин на водителей?

Такой формат возможен — это называется совмещением. Просто согласуйте эту обязанность с одним из водителем и договоритесь о размере оплаты.

Как оплачивать время в пробках – как простой или сверхурочную работу?

Если пробка заставила водителя вернуться позже срока окончания смены, то это сверхурочная работа.

Если время пробки не нарушило график и водитель вернулся вовремя, то смену оплачивают как обычно.

Объясняется это приказом МинТранса. Согласно ему, время в пробке — это время за рулём и неотъемлемая часть работы, а значит и оплачивается согласно общему порядку.

Учтите, что время переработок законодательно ограничено и не должно превышать 4 часов в течение двух дней подряд.

Требуется ли переучивать штат водителей в связи с новыми требованиями к их подготовке?

Если требования к подготовке изменились на уровне законодательства или приказа Министерства, то обучение проводить нужно. Не стоит забывать и про ежегодную программу обучения для водителей автотранспортных организаций.

ДИСТАНЦИОННЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ МЕДОСМОТРЫ

«МЕДИС»

экономия до 50%

УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ